Новости
/ Эксперт Челябинского филиала РАНХиГС – об опыте защиты студентами дипломов как стартапов

Эксперт Челябинского филиала РАНХиГС – об опыте защиты студентами дипломов как стартапов

20
ноября
2020
Эксперт Челябинского филиала РАНХиГС – об опыте защиты студентами дипломов как стартапов

Традиционная защита диплома является подтверждением освоенных студентом компетенций, а диплом в виде стартапа дополнительно к компетенциям программы подтверждает наличие предпринимательских компетенций. Заведующая кафедры экономики и менеджмента Челябинского филиала РАНХиГС Екатерина Терещук рассказала о том, как студенты филиала защищали выпускные квалификационные работы в виде стартапа.

– Когда в филиале решили ввести практику сдачи стартапа как диплома?

– Формально кафедра внедрила практику сдачи стартапа как ВКР в 2019-2020 году, когда Московский кампус официально предложил вариант подготовки ВКР в виде стартапа.

Фактически эта работа на кафедре экономики и менеджмента ведется около 10 лет. Практически каждый год кто-то из студентов выбирает темы ВКР, связанные с организацией собственного дела, со стартапами (например, производство ферросплавов, производство газобетонных блоков, производство полимерного сырья, ферма по выращиванию клубники, услуги доверительного управления, пчелоферма, ферма по выращиванию грибов, производство теплого грунта для теплиц, кафе с инновационной моделью обслуживания и др.). Были и ВКРС в сфере социального предпринимательства, например, стартап по развитию городского туризма (Интерактивный пеший маршрут «Другой Челябинск»), социальный стартап «Чувствуй сердцем» (создание уникального интерактивного пространства для школьников и студентов, в котором зрячий человек сможет взглянуть на мир через призму своих чувств, погрузиться в жизнь людей, не имеющих способности видеть).

ВКРС по созданию новых организаций выполняются под руководством преподавателей кафедры. С 2013 года преподаватели кафедры экономики и менеджмента и кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин совместно обучали студентов инновационному предпринимательству на основе междисциплинарного взаимодействия, проектного подхода и применения инновационных технологий (Проектная школа «Инновационный startup»). Междисциплинарное задание для групповой работы студентов очного отделения по направлению «Менеджмент» включает следующий перечень этапов формирования инновационного стартапа:

·         gap-анализ;

·         формулирование бизнес-идеи инновационного стартапа;

·         анализ внешней среды и сбор данных относительно реализуемости и особенностей бизнес-модели;

·         пробный маркетинг;

·         разработка инновационного стартапа;

·         оценка необходимых ресурсов;

·         создание организационного плана мероприятий (в среде MS Project);

·         составление бизнес-плана в убедительной форме, оценка рисков и экономической эффективности проекта по созданию инновационного стартапа;

·         моделирование бизнес-процессов и организационной структуры, стратегической карты и сбалансированной системы показателей достижения целей;

·         проведение функционально-стоимостного анализа и среде моделирования Business-Studio.

В качестве экспертов на публичные защиты групповых проектов по инновационным стартапам привлекались представители бизнес-сообщества, органов власти. 

– Сколько в совокупности выпускников защитили диплом в виде стартапа?

В 2019-2020 – два студента. Темы были согласованы с Московским кампусом. На 2020-21 гг. также заявлены две темы ВКРС.

Если говорить в целом про опыт деятельности кафедры в этом направлении, то это порядка 20 ВКРС.

– Перед тем, как начать работу над ВКРС, у студента уже должен быть готовый работающий бизнес? Каковы вообще требования к студентам, желающим защитить стартап? Можно ли это делать в команде?

– У наших студентов готового бизнеса не было, были идеи, частично получившие апробацию на практике.

В соответствии с Положением о ВКРС, стартап для программ бакалавриата должен удовлетворять следующим критериям:

–                    наличие команды проекта (не менее двух человек);

–                    наличие технологической /социальной/ инновационной составляющей проекта;

–                    наличие прототипа продукта;

–                    наличие решения по бизнес-модели стартапа/модели монетизации;

–                    наличие потенциального и/или реального инвестора.

ВКРС может быть выполнена одним обучающимся или несколькими обучающимися совместно в соответствии с настоящим Положением. Участниками проектной группы могут быть как обучающиеся Академии, так и внешние участники).

У нас на кафедре ВКР в виде стартапа выполнялись индивидуально, без создания команд. В этом году тоже заявлены индивидуальные работы.

– Кто может быть руководителем ВКРС?

– Руководителями ВКРС могут выступать представители профессорско – преподавательского состава.

Кроме того, студенту (в соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, выполняемой в виде стартапа) может быть назначен консультант-наставник из числа представителей коммерческих или некоммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей с опытом ведения предпринимательской деятельности не менее пяти лет и/или с опытом работы в государственных или муниципальных структурах поддержки малого и среднего предпринимательства (со стажем на руководящей должности не менее двух лет, на должности среднего звена – не менее трех лет) и/или с опытом работы в венчурных фондах (не менее трех лет) и/или акселераторах/инкубаторах субъектов малого предпринимательства (со стажем руководящей должности не менее двух лет).

– Приведите интересные примеры защитившихся проектов.

– Темы прошлого года: «Разработка бизнес-модели клуба виртуальной реальности (бизнес-проект)»; «Проектирование социального стартапа в сфере проведения досуга и отдыха (социальное предпринимательство)».

Кроме того, интересные работы были выполнены в предыдущие годы: «Развитие социального предпринимательства в сфере городского туризма», «Организационно-управленческое обеспечение создания пчелофермы», «Организационно-управленческое обеспечение создания производства запорной арматуры», «Разработка проекта по созданию производства теплого грунта», «Организационно-управленческое обеспечение создания грибной фермы» и др.

– Насколько широко распространена практика привлечения представителей бизнеса к руководству подготовкой ВКРС? Кто участвовал у Вас?

– В предыдущие годы представители бизнеса вовлекались в эту работу на неформальной основе. В этом году планируется привлечь предпринимателей для работы в экспертной комиссии филиала. Задачи экспертной комиссии – предварительное рассмотрение темы работы и отнесение ее к виду стартапа. Сейчас мы в процессе обсуждения возможностей участия в работе экспертной комиссии представителей Фонда развития предпринимательства Челябинской области – Территория бизнеса, Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
412800, Саратовская область, г.Красноармейск,
ул. Б.Хмельницкого, д. 111

Директор: +7 84550 2-28-15
Бухгалтерия: +7 84550 2-18-10
Юрист: +7 84550 2-26-96
Учебный отдел: +7 84550 2-21-81

E-mail: krs@ranepa.ru

Приемная комиссия
412800, Саратовская область, г.Красноармейск, ул. Б.Хмельницкого, д. 111
Телефон: +7 84550 2-21-81
E-mail: krs@ranepa.ru
Пресс-служба
412800, Саратовская область, г.Красноармейск,
ул. Б.Хмельницкого, д. 111
Телефон: +7 84550 2-21-81
E-mail: khvorostov-a@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления